Маркировка и прослеживаемость товаров: чем это грозит интернет-торговле



Маркировка для ИМ.jpgВ этом году в нашей стране официально стартовал проект по сплошной маркировке товаров контрольными знаками с целью прослеживаемости их оборота от производителя до покупателя. Проект должен завершиться к 2024 году, постепенно охватывая все новые и новые товарные категории. Доля интернет-торговли в общем товарообороте России растет каждый год, поэтому и эта сфера бизнеса не останется в стороне. Давайте обсудим, что ждать интернет-магазинам и как им подготовиться к работе в новых условиях.

В основе маркировки лежит сплошной учет каждого произведенного или ввезенного в РФ товара. Для этого специально созданная компания – оператор маркировки (Центр Развития Перспективных Технологий), присваивает каждому экземпляру продукции свой уникальный номер (код маркировки), который в виде двумерного штрихкода наносится на производстве на товар. Все дальнейшее движения этого экземпляра продукции будут фиксироваться в единой базе данных именно под этим номером.

Таким образом вся легальная продукция будет пересчитана, пронумерована и промаркирована, а вся нелегальная будет легко определятся по отсутствию на ней кода маркировки. Это должно сильно сократить «серый рынок», а значит повысить собираемость налогов, ввести дополнительный контроль качества товаров и прозрачность рынка.



Какие товары подлежат обязательной маркировке


Несмотря на то, что проект по маркировке товаров официально стартовал только в конце 2017 года, ряд категорий товаров уже давно контролируется по аналогичным правилам. Это алкогольная продукция и меховые изделия. Также в нашей стране уже несколько лет проходит эксперимент по маркировке лекарственных препаратов. В 2019 году к этим трем группам товаров добавятся еще десять. Согласно распоряжению правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р это будут:

  • табачная продукция,
  • духи и туалетная вода,
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые,
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи,
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек,
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков,
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек,
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное,
  • обувные товары,
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

График маркировки.jpg

Также в режиме эксперимента к этим группам добавлены молочная продукция и пиво.

Данный список товаров будет расширятся «по мере готовности отрасли», степень готовности определяет экспертный совет, организованный при ЦРПТ.


Реализация прослеживаемости маркированных товаров


Путь маркированного товара начинается с момента его упаковки на производственной линии. Именно в этот момент специальное устройство формирует для него уникальный код, добавляет к нему контрольные символы, сформированные по криптографическому алгоритму, а промышленные принтеры впечатывают его в виде двумерного штрихкода DataMatrix на упаковку товара. После того, как товары упаковываются в транспортную тару (коробку, упаковку, палету) на нее также наносится специальный код (формата Code128), в котором будет записана ссылка на виртуальный документ со всеми упакованными в тару кодами единиц товара. Это позволяет учитывать маркированный товар блоками, коробками, упаковками, что облегчает работу с ним для оптовиков и дистрибьюторов.

Далее все движения маркированного товара сопровождает электронный универсальный передаточный документ (УПД), в котором будут также перечислены все коды с контрольных идентификационных знаков всех товаров накладной. Эта информация оператором электронного документооборота отправляется в базу данных ЦРПТ, тем самым фиксируя в ней каждое движение товара между собственниками – от производителя к оптовику, от оптовика к продавцу и в итоге к покупателю.

Схема маркировки.jpg


Фактом того, что маркированный товар дошел до покупателя будет регистрация его продажи на on-line кассе. Для работы с товарами, подлежащими обязательной маркировке, с 1 января 2019 года в кассовый чек будет добавлен новый обязательный реквизит – код товара. Именно в этот реквизит следует записывать код проданного маркированного товара, который кассир считает специальным сканером при его продаже. Оператор фискальных данных, получив чек с такими кодами, автоматически перешлет информацию о продаже (выбытии) маркированного товара оператору маркировки ЦРПТ, замкнув учетный цикл этого экземпляра продукции.



Учет маркированных товаров в интернет-магазине


В перечень товаров, которые сейчас можно купить в интернете входит обувь, одежда, парфюмерия, шины, постельное белье. Т.е. все те товары, которые в 2019 году подлежат обязательной маркировке. Это означает, что купить такой товар у поставщика можно будет только с использованием ЭДО и УПД, а продать – только через кассу. При этом в кассовом чеке нужно будет обязательно указывать код контрольного идентификационного знака продаваемого товара. И если подключить вашу товароучетную систему к электронному документообороту будет достаточно просто, то реализовать сканирование каждой проданной единицы товара можно будет только при сборке заказа или его передаче покупателю.

Мы рекомендуем заранее озаботиться таким построением бизнес-процесса продажи товара и его передаче покупателю, чтобы в момент отгрузки четко понимать какой именно экземпляр кому именно вы отгружаете.

Если интернет-магазин продает единичные экземпляры товаров, закупая их у поставщиков под каждый заказ, то отследить код маркировки и просто подставить его в чек продажи будет достаточно просто. А если вы заранее закупаете партию товаров и затем продаете их поштучно со своего склада, то без сканирования кодов маркировки при продаже просто не обойтись.


Нарушение правил оборота маркированного товара


Если вы закупаете товар у официальных поставщиков, то вы будете просто обязаны встроится в их цепочку учета маркированной продукции. Иначе отгруженный вам товар «зависнет» на остатках оператора маркировки и тогда вопросы у регулятора будут не только к вам, но и к вашему поставщику.

Если интернет-магазин закупает товар «по серой схеме», то и продавать его придется также. Выдать кассовый чек на товар без маркировки уже не получится.

Поэтому маркировка окончательно поделит рынок интернет-торговли на темную и светлую сторону. При этом оставаться «темным» станет все сложнее, потому что любой покупатель сразу сможет определить, что вы продаете ему контрафактный товар.

Не использовать кассу при продаже маркированного товара тоже станет невозможным. Потому что фактом выбытия маркированного товара из системы маркировки является или факт его розничной продажи (кассовый чек), или факт его потребления (лекарства в больницах, молочная продукция в школах и детских садах). Для второго случая, когда товар списывается с учета без его розничной продажи, оператор маркировки ЦРПТ выпускает специальные устройства – «регистраторы выбытия», которыми будут официально оснащаться те объекты, которые «потребляют» поступившие к ним маркированные товары.

Вместе с системой маркировки приходят и санкции за нарушение правил оборота маркированной продукции. Это статья 15.12 КоАП «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации». Санкции по такой статье доходят до 300 тыс. рублей с конфискацией товаров.

Маркировка пришла в нашу страну всерьез и надолго. Работать вам с маркированными товарами или нет – решать вам. Пока все идет к тому, что скоро немаркируемых товаров просто не останется.


158 26.09.2018